пятница, мая 04, 2007

Чудь

На русском Севере чудью порой называли финно-угорские племена, однако и у них (у коми и саами, например) существовали собственные предания о чуди. Чудь - явно заимствованный термин, поскольку существует собственно саамское обозначение для иноплеменников - sejd, родственное самодийскому "сиртя". Семантика слова "сейды" гораздо обширнее. Это и "иноземцы руцы", и "гномы", и "некие духи, в виде деревьев, камней, скал, которым приносят жертвы". Этимология саамского слова неизвестна. Поскольку оно отсутствует в других финно-угорских языках, возможно предположить его самодийский, значит палеоарктический источник (некоторая часть самодийской лексики также находит параллели в языке саамов, не будучи представленной в других уральских языках). О чуди известно немного, в основном из преданий, бытующих среди северян, в частности среди народности коми. В этих легендах чудь представлена как “прежний”, “иной”, “старый” народ. В общем-то, чудь - это некий неизвестный древний народ, живший на данных землях до прихода нынешнего населения. По бытовавшим в европейской России легендам, "белоглазая" чудь пробавлялась грабежами, жила в ямах в лесу (или исчезала в них), прятала под землей клады. В Сибири фольклористы прошлого ть века также застали множество легенд "чудского" цикла, связанных с кладами, курганами, древними рудниками. Во всех преданиях рассказывалось о чуди, как о древнем народе, будто бы жившем в Сибири до прихода в нее не только русских, но и других местных народов. Все предания заканчивались указаниями на бесследное исчезновение чуди: "ушли неизвестно куда". На Алтае уход чуди связывался с одновременным появлением белой березы и "белого царя". Способ ухода назывался однозначно - под землю. В одних легендах чудь скрывалась в собственных копях, в других - погребалась в жилищах, навалив на крышу камней и подрубив опоры. Подобные легенды бытовали как у русских, так и у местных жителей.

В ряде описаний чуди мы встречаем акцент на необычно большом росте представителей этого племени. Слово чудо (чоудь, шудь, чудовище = диво, дивище) означало в старину великана, гиганта. Как у сербов див - великан, так по русским преданиям, великаны суть дивьи народы. “Уже в отдаленной древности со словом дивы связывалось понятие о драконах и великанах”, - указывает Афанасьев.

Характерна и другая особенность преданий о чуди: “Были они не русськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Одним словом, стары люди. Домишек у них либо обзаведенья какого - банешек там, погребушек - ничего такого и в заводе не было. В горах жили. В Думной горе пещера есть. С реки ход-от был. Теперь его не видно,- соком завалили. Поди, сажен уж на десять. А самоглавная пещера в Азов-горе была. Огромаднейшая - под всю гору шла. Теперь ход-от есть, только обвалился будто маленько. Ну, там дело тайное”.

Известно, что все "чудские копи", остатки которых застали в Алтайских горах русские, располагались на богатейших месторождениях, но были неглубоки. Древние рудокопы словно бы бросали их в спешке, оставляя и руду, и орудия. В прошлые времена демидовские рудознатцы, явившись в этот регион с целью отыскания рудных запасов, были удивлены не тем, что здесь уже давно велись разработки чудским народом, а тем, как это делалось. Порода вынималась из земли и без толку разбрасывалась по окрестностям. Небольшое количество руды плавилось для получения орудий труда и еще каких-то целей. Загадка - для чего "во глубине сибирских руд" появилась цепь необъяснимых с практической точки зрения лабиринтов?.. Когда царские войска "достали" чудь окончательно, они собрались со всей территории от Саян до Афганистана и ушли под землю где-то неподалеку от Колывани.

Комментариев нет: